Форум » Критика » "Мир фантастики": рецензия на "Детей немилости" » Ответить

"Мир фантастики": рецензия на "Детей немилости"

Ольга Онойко: Автор - Николай Кудрявцев http://www.mirf.ru/Reviews/review3591.htm Сияющая Высь, зияющая Бездна В этом мире действуют нерушимые законы развития магии. Как природа развивается по кругу смены времен года, так и у магии существуют свои зима, весна, лето и осень. Существует магический баланс Выси и Бездны. «Зимой» они мирно сосуществуют, а вот «весной» двум произвольным государствам назначается роль Бездны и Выси, к «лету» они вступают в разрушительную войну, которая к «осени» заканчивается полным уничтожением одного из противников. Причем выигрывает всегда тот, кто проиграл в предыдущий раз, ибо Бездна и Высь вечны, умирают только люди. Правда, период «зимы» длится долго, и в этот раз человеческая цивилизация успела шагнуть далеко. Воздух бороздят атомные самолеты, сушу опоясала сеть железных дорог, страны торгуют между собой, и воевать совершенно без причины, по непонятно чьей воле никому не хочется. И человеческая воля встает против законов мироздания... Ольге Онойко удалось создать во многом уникальный мир с собственной системой развития, её роман выверен с точки зрения сюжета и имеет внятную структуру. Автор даже сумела избежать сериализации! Ведь, после того как завершилась основная расстановка сил и стало ясно, кто же является ключевыми фигурами грядущей «весны» и «лета», можно было легко поставить точку, а разрешение конфликта растянуть еще тома на два. Но Онойко не пошла по привычному для многих авторов пути, а завершила историю, создав чёткий и внятный сюжет, без «роялей в кустах», с жёстко прописанным психологическим развитием персонажей, чьи решения подчиняются внутренней логике созданных писательницей образов. Автор хорошо понимает, с чего начать роман, а главное, как его закончить, уверенной рукой ведя героев к финалу, по ходу действия увязывая разрозненные поначалу детали повествования в единый паззл. Интересно, что «Дети немилости» — на удивление бескровный роман. Здесь всё решают словами и поступками, доказывая, а не убивая. Тем не менее, подобная миролюбивость не делает книгу представителем «слюнявой» литературы. Интрига изобилует неожиданными поворотами и держит в напряжении до самого финала. Особенную прелесть роману придаёт то, что, несмотря на достаточно чёткие границы между соперничающими лагерями, по обе стороны баррикад находятся вполне вменяемые люди — откровенных злодеев нет, также как и плоских одномерных характеров. Онойко во многом намеренно противоречит традиционным фэнтезийным схемам. Возведя стандартный мотив пророчества в ранг закона созданного ею мира, она строит повествование на рациональности, а её персонажи воспринимают судьбу как нечто чуждое себе, разрушительное, стараясь изменить изначальные правила игры. Борьба против воли богов, пророчества и судьбы для каждого из героев романа — прежде всего, право отвоевать своё собственное «я», остаться тем, кем хочешь быть, и сохранить тех, кого любишь. «Дети немилости» — рассказ о взаимоотношении и конфликте общества, бога и отдельной личности и реализован он последовательно и логично, без надрыва и истеричных криков в небеса. На примере конфликта между Морэгтаи и горцем Итаясом Онойко затрагивает тему личности в истории, изначально придерживаясь классической схемы фэнтези о бесконечно важной роли деяний отдельно взятого персонажа, но, при этом, убедительно показывая, что Высшие силы легко заменят любую фигуру в своей шахматной партии. Но, несмотря на жёсткий каркас сюжета, где все ружья, развешанные в начале, стреляют в конце, несмотря на превалирующую рациональность поведения и психологическую чёткость образов героев, роман пронизан лиризмом и ему не чужда мягкость «женской» прозы. Онойко умело увязывает политику с чувствами и эмоциями, аккуратно выдерживая «золотую середину» и не делая ставки на голую эмоциональность или же, напротив, сухой расчёт. Тем не менее, есть у романа и минусы. Автор злоупотребляет описаниями, которые ощутимо тормозят развитие сюжета, превращаясь из инструмента повествования в обузу. Неоднократный и подробный показ красот страны Рескидды страдает однообразием, порой доходя до утомительной декоративности. Лучше всего Онойко удаются эпизоды, где окружающее показывается сквозь призму восприятия героев, но как только внимание автора выходит за пределы психологических привязок к конкретным персонажам, повествование начинает страдать многословностью. В романе также наблюдается дисбаланс ритма, ближе к середине действие провисает, активно набирая обороты лишь с момента окончательной расстановки сил, после чего сюжет держит в напряжении до самого финала. Из-за обилия персонажей некоторые второстепенные герои, представляющие немалый интерес, обрисованы довольно скупо. В результате появляется ощущение, что автору то ли не хватило «места» для них в композиции книги, то ли она просто не знала, что с ними делать. Вдвойне неприятно, что за бортом пристального внимания писательницы остались такие колоритнейшие персонажи как Эррет, Эрдрейари, Алива и принцесса Лириния — они хоть и выписаны довольно выпукло, но сюжет явно не даёт им раскрыться полностью. При чтении романа так и хочется посоветовать автору поменьше восхищалась красотами созданного ею мира, уделив побольше внимания своим необычным и столь разным персонажам. Итог: нетривиальное фэнтези с интересными героями, продуманным миром и закрученной интригой. Эх, ещё бы пейзажей поменьше!

Ответов - 3

Dzerh: блин, совершенно не помню пейзажей...

Ольга Онойко: Dzerh, ну, кому что :)

Алекс Воронцов: Ну, вполне в стиле МирФа... в смысле - имхология, которую выдают за рецензию.




полная версия страницы